Зачем McDonald’s судится с украинским продавцом снеков

04.12.2018 89 0

Есть ли шанс у фастфуд-гиганта запретить украинцам использовать бренд снеков Mc’Corn

McDonald’s просит суд запретить использование торговых марок Mc’Corn и McCorn, продукты под которыми производит украинский холдинг Аскания-Трейдинг.

Об этом говорится в определении Хозяйственного суда Киева от 29 ноября. Согласно материалам дела, американская McDonald’s International Property Company из штата Делавер подала иск к украинскому Министерству экономического развития и торговли и киевскому ООО Аскания Трейдинг с требованием запретить использование торговых марок Mc’Corn и MacCorn. Основателями украинской компании, по данным YouControl, являются Валентин Пономаренко и Олег Журавский.

О чем спорят

Американская компания требует запретить Аскании-Трейдинг использовать и передавать право собственности на знаки для товаров и услуг по свидетельствам Украины № 130111 и 130112 от 11 октября 2010 года  другим лицам или отказываться от указанных свидетельств на знаки для товаров и услуг. Суденые тяжбы длятся уже третий месяц, но подготовительное заседаение по делу все время переносят — процесс затягивается.

Mc’Corn — собственный бренд Аскании Трейдинг, сказано на сайте компании. Продукция под ТМ Mc’Corn выпускается в  сотрудничестве с крупнейшим европейским производителем попкорна для приготовления в микроволновой печи датской компанией Popz Holding LLC.

В украинском офисе МакДональдз конкретизировать причину и детали спора отказались, сообщив, что информация является конфиденциальной. Вероятно, американцев смутила первая часть нейминга бренда — Mc. «Склонен предположить, что не последнюю роль играет слово Mc, которое было признано общеизвестным», — отмечает Сергей Бригинец, юрист практики интеллектуальной собственности ЮФ Evris.

Косвенно это подтверждает и иск Аскания-Трейдинг с требованием признать недействительным решение Апеляционной палаты от 26.12.2016 о признании общеизвестным знака Mc с июня 2009 года (дело № 910/13209/18). По мнению компании, решение нарушает ее права и принято с неполным изучением обстоятельств.

В то же время в офисе Аскании-Трейдинг к моменту публикации на запрос LIGA.net не ответили.

Каковы шансы? 

Тем временем опрошенные LIGA.net юристы больших шансов в пользу транснациональной сети не видят. «Перспектива удовлетворения подобного иска зависит от обоснованности экспертного заключения о схожести до степени смешивания», говорит Виктор Мороз, адвокат, управляющий партнёр адвокатского объединения Suprema Lex. Действительно, отмечает он, знаки Mc’Corn и MacCorn похожи на наименование McDonald’s. «Однако, по такой логике Макдональдс может пытаться запретить и MacBook от Apple», — рассуждает юрист.

Бригинец добавляет, что главный вопрос в иске McDonald’s – узнать,  нарушены ли права истца, то есть схожи ли до степени смешения зарегистрированные знаки (свидетельства Украины № 130111 Mc’Corn и № 130112 MacCorn — Ред.) со знаками, принадлежащими McDonald’s. «С одной стороны, потребитель может подумать что это продукт McDonald’s. Ведь есть зарегистрированный знак Мс, и, соответственно, истец считает, что только он в определенных классах товаров в торговых марках может добавлять приставку Мс», — говорит юрист. А во-вторых, добавляет Бригинец, есть у McDonald’s такие знаки, как МакМафін, МакПиріг, МакФлурі, МакЧікен и др. «Ну и потребитель может подумать, что McDonald’s вышел на новый рынок с новым продуктом MacCorn ну или Mc’Corn с кукурузой», —  рассуждает он.

Но с другой стороны, говорит Бригинец, а много ли мы знаем полуфабрикатов, которые продает McDonald’s, да еще и не у себя в сети? «Я о таких не слышал. Но во Франции есть компания MacCorn, которая торгует разными продуктами питания для детей и семьи в целом под схожим брендом. Интересно, подавал ли McDonald’s во Франции иск против компании и каков был результат», — задается вопросом юрист.

По словам начальника департамента интеллектуальной собственности МЮК KODEX  Юлии Шаповаловой, попкорн является пищевым продуктом и может реализовываться при одинаковых условиях и в одном месте, иметь тот же круг потребителей, что и товары для общеизвестного знака Mc. «Действительно есть шанс введения в заблуждение потребителя, нанесения ущерба, прежде всего, репутации Макдональдз Интернешнл Проперти Компани», — говорит она.

Однако Бригинец считает, что, помимо экспертиз, уместным так же будет исследовать вопрос истечения срока исковой давности (все же неужели McDonald’s только узнала о нарушении своих прав: практически спустя 10 лет с даты выдачи свидетельств Украины на Mc’Corn и MacCorn.

Читайте также: