Общественность призывает отменить приказ Минюста, который ограничивает доступ к архивам с информацией

16.08.2018 112 0

Ряд исследователей, историков, ученых, педагогов, журналистов, общественных организаций возмущены внесенными изменениями в Порядок пользования документами Национального архивного фонда Украины, принадлежащих государству, территориальным общинам, которые вступили в силу 27 июля 2018.

Об этом говорится в заявлении общественности о незаконном ограничении доступа к архивам.

Заявители отмечают, что изменениями в Порядок установлен ряд ограничений, которые фактически запрещают копировать любые исторические документы. Ряд изменений была утверждена приказом Министерства юстиции №2059 / 5 от 27 июня 2018 по инициативе Государственной архивной службы.

«Несмотря на декларативное право пользователей НАФ копировать информацию из архивных документов собственными техническими средствами, приказом установлен ряд ограничений, которые фактически делают невозможным такое копирование», — отмечают заявители.

Принятие законопроекта, говорится в заявлении, устанавливает монополию архивных учреждений на историю и ограничивает конституционное право на информацию.

Заявители выдвинули ряд требований к украинской власти для урегулирования этого вопроса. В частности, Министерства юстиции требуют отменить приказ №2059 / 5 и разработать новую редакцию приказа с привлечением общественности.

Публикуем полное заявление:

Заявление о незаконном ограничении доступа к архивам

Мы, исследователи, историки, ученые, педагоги, журналисты, граждане Украины глубоко возмущены изменениями в Порядок пользования документами Национального архивного фонда, принадлежащих государству, территориальным общинам, вступивший в силу 27 июля 2018.

Приказом Министерства юстиции №2059 / 5 от 27 июня 2018 по инициативе Государственной архивной службы был внесен ряд изменений в Порядок пользования документами Национального архивного фонда (НАФ). Несмотря на декларативное право пользователей НАФ копировать информацию из архивных документов собственными техническими средствами, Приказом установлен ряд ограничений, которые фактически делают невозможным такое копирование.

Приказом запрещено копировать документы формата большего формата А4, а также документы с угасающим или слабкоконтрастним текстом, документы, выполненные акварелью, гуашью, карандашом, углем, зализогаловим чернилами и тому подобное. Учитывая то, что стандарт А4 был представлен в Германии в 1922 году, а зализогалови чернил использовались вплоть до ХХ века включительно, то фактически Приказом запрещается копировать любые исторические документы. Такое положение прямо противоречит статье 20 Закона Украины «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях» относительно права изготовления копий документов без форматных ограничений.

Принятие Приказа устанавливает монополию архивных учреждений на историю и ограничивает конституционное право на информацию. Подобные шаги архивной службы не только создают эффект горловины бутылки, когда операционная несостоятельность архивов изготавливать копии будет затягивать исследования на годы, но и даст возможность архивным работникам быть модераторами истории, где архивный работник волюнтаристически определять, кто из исследователей заслуживает помощь.

Нельзя обойти вниманием факт, что изменения в Порядок были приняты в нарушение установленной процедуры и без учета многочисленных предложений общественности, которые были направлены Государственной архивной службе при двух кругов консультаций. Всего было обнаружено не менее 23 (!) Несоответствия нового Приказа действующим законам Украины.

Напоминаем, что все нарративы страны-агрессора строятся на сфальсифицированному и отнимется, а часто и присвоенной истории украинских земель. Развитие исторической науки, а затем и открытость архивов, является вопросом национальной безопасности Украины. Однако новейшая история украинских архивов, особенно пожар в Каменец-Подольском городском архиве, кражи в Центральном государственном историческом архиве Украины, г.. Львов, потеря государственных архивов Донецкой, Луганской областей и АР Крым является убедительным свидетельством институтов стратегического значения архивов и реальных рисков и угроз, стоящих перед архивами.

Отмечаем, что отсутствие объединенного портала архивов, где любой гражданин мог бы получить информацию о наличии архивных документов и просмотреть их оцифрованные копии, в том числе для проверки обнародованных в СМИ материалов (факт-чекинг), является свидетельством недостатка государственной политики по развития и популяризации архивного сферы. В целом деятельность архивных учреждений является малозаметной в общегражданском дискурсе, а просветительская деятельность в основном не выходит за пределы стен архивов. Общество не знакомый с катастрофическим состоянием государственных архивов, помещения которых находятся в аварийном состоянии (Государственный архив Одесской области). Строительство новых помещений происходит слишком медленно или перешло в стадию долгостроя, например архивохранилище Государственного архива Киевской области. А Центральный государственный архив-музей литературы и искусства Украины вообще находится на грани перемещения в неприспособленные и промышленные предприятия.

Констатируем, что архивная сфера, в противовес западным аналогам, где архивы является активным игроком и важным источником информации для таких сфер, как образование, наука и медиа, стала уютной закрытой гаванью для бывших госслужащих, которые тихо досиживают на различных руководящих должностях до пенсии.

В то же время рекомендации Комитета министров Совета Европы подчеркивают, что хорошо сохранившиеся и доступные архивы являются важной составляющей демократического функционирования обществ.

Учитывая критическое состояние архивного сферы, мы требуем:

от Верховной Рады Украины:

  • провести слушания на тему развития архивов как элемента национальной безопасности Украины;
    от Кабинета Министров Украины:
  • обеспечить проведение комплексного аудита государственных архивных учреждений, в частности имеющихся помещений и архивохранилищ, а также обстоятельств назначения на должности государственных центральных и областных архивов, их уровня квалификации в соответствии с установленными квалификационными требованиями, а также результатов их деятельности и эффективности;
  • обеспечить завершение строительства комплекса сооружений центральных государственных архивов в г.. Киеве, найти помещение для Центрального государственного архива-музея литературы и искусства Украины, а также рассмотреть возможность достройки, передачи на баланс государственных областных архивов помещений для обеспечения надлежащего хранения документов НАФ;
  • рассмотреть возможность утверждения и финансирования, в т.ч. с привлечением международной помощи и партнерства, отраслевой программы оцифровки наиболее востребованных документов НАФ, а также тех документов, состояние которых находится под угрозой;
    Министерства юстиции Украины:
  • отменить Приказ №2059 / 5 и в соответствии с установленными процедурами с привлечением общественности, разработать новую редакцию приказа, который будет соответствовать букве и духу Закона;
  • инициировать проверку обстоятельств возникновения Приказа и обеспечить привлечение виновных к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности
  • обеспечить проведение прозрачных консультаций с общественностью по всем нормативно-правовых актов в архивной сфере в соответствии с Законом Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» и постановления Кабинета Министров Украины от 3 ноября 2010 N 996, а также их согласования Государственной регуляторной службой Украины «.

Заявление открыто к подписанию — нужно прислать ФИО и должность / род занятий или название организации на электронную почту: archives4people@googlegroups.com.

По состоянию на 11.50 16 августа заявление поддержали 271 человек и организаций, среди которых и Prisma Project.

Читайте также: