Столкнется ли Украина с финансовым кризисом, если не получит транш МВФ до ноября — Atlantic

13.08.2018 145 0

 

Центральные банки и экономисты озвучивают тревожные заявления. Баланс счета Министерства финансов упал до самого низкого уровня за четыре года.

Сейчас гривна падает, и за последние три недели она упала почти на 4 процента. Продажи еврооблигаций и иностранная помощь могли бы устранить проблему с денежными потоками, но последующая выплата Международного валютного фонда была отложена на более чем один год, затягивая реформы. Исполняющий обязанности министра финансов Оксана Маркарова говорит, что сделка очень близка, но до того, как МВФ выпустит очередной транш в размере 1,9 млрд долларов, все еще есть разногласия.

Atlantic Council спросили экспертов и друзей UkraineAlert следующее: будет ли Украина сталкиваться с серьезным финансовым кризисом, если она не получит никаких денег МВФ до ноября?

Тимоти Эш, старший стратегический стратег развивающихся рынков для компании Bluebay Asset Management: не исключено, что Украина сможет выжить на выборах, но разработчики политики будут делать огромную авантюру, делая это, и я не думаю, что это риск с. Остаток денежных средств Министерства финансов сокращается до самого низкого уровня с тех пор, как до Евромаидан; они живут рука об руку. Они оставили себя зависимыми от улучшения денежного положения, плюс рынки, остающиеся открытыми для них. Они сталкиваются с долгом обслуживания долга, который без финансирования МВФ, и если рынки остаются закрытыми, в конечном итоге окажет понижательное давление на валютные резервы. НБУ построил валютные резервы чуть ниже 18 миллиардов долларов, что кажется много, но сезоны теперь идут против гривны, а украинцы всегда покупают иностранную валюту в преддверии выборов. Если запасы начинают падать, это может стать порочным и самореализующимся. Зачем вам воспользоваться этим шансом? Почему вы рискуете получить пенсионные выплаты, не повышая цены на газ, когда 6,5 миллиона домашних хозяйств покрываются субсидиями?

Андерс Ослунд, старший научный сотрудник Атлантического совета и адъюнкт-профессор Джорджтаунского университета: Да, вероятность серьезного финансового кризиса велика. Первая слабость — это денежные резервы Министерства финансов, которые почти завершены. Министерство мудро продает краткосрочные внутренние долларовые облигации при доходности ниже 6 процентов, но объем может быть слишком мал. Альтернативой является секвестр, который был распространен в Украине. Еще один страх в том, что гривна будет падать. Это уже упало на 4 процента за неделю, в то время как турецкая лира упала на 30 процентов за четыре месяца. Страх в том, что украинская гривна будет следовать турецкой лире. Третья и главная проблема заключается в том, что международные валютные резервы Украины будут слишком низкими. В настоящее время они составляют 17,7 млрд. Долл. США, что достаточно для 3,2 месяцев импорта. Обычно три месяца импорта рассматриваются как чистый минимум, а Украина имеет значительные внешние погашения долга. Украинское правительство может выйти из этого связывания, повысив цены на газ для потребителей столько, сколько требует МВФ. Тогда Украина могла бы получить 1,9 миллиарда долларов от МВФ в течение месяца, и 3 миллиарда долларов можно было бы привлечь из других источников, и международные финансы Украины будут звучать.

Сергей Фурса, специалист по продажам долговых ценных бумаг, Dragon Capital: Украина может столкнуться с большими экономическими проблемами, если она не получит транш этой осенью. Мы уже видели отсрочку выплаты пенсий в июле, что выявило проблему ликвидности в украинском правительстве. Эта проблема возникла из-за неспособности украинского правительства реализовать план заимствований в нормальных экономических условиях на внутреннем и внешнем рынках. В обоих случаях возникли проблемы, потому что Украина не достигла компромисса с МВФ.

В результате Украина может иметь проблемы с реализацией бюджета и валютный кризис этой осенью. Последнее связано с недостаточными государственными валютными фондами для выполнения своих обязательств по обслуживанию и погашением существующего внешнего долга. Правительству необходимо рефинансировать эти средства. Между тем, внешние рынки закрыты, пока Украина не достигнет соглашения с МВФ. Правительство не может выпускать еврооблигации. Одновременно нет возможности получить деньги от официальных кредиторов, таких как Всемирный банк или ЕС, поскольку они также связаны с траншем МВФ.

Что случится? Будет девальвация валюты. Правительство не сможет получить доллары и обратится к внутреннему рынку, независимо от того, покупает ли он доллары у экспортеров или использует резервы Центрального банка. Это будет серьезным ударом по обменному курсу и вызовет значительные проблемы с бюджетом. Конечно, правительство постарается не дотрагиваться до пенсии, но его инвестиционная активность снизится до нуля, что приведет к росту ВВП и рабочих мест. Это приведет к девальвации, что вызовет инфляцию среди социальных проблем.

Оксана Бедратенко, аналитик в Вашингтоне, округ Колумбия, и бывший старший экономист из посольства США в Киеве: Задержка с финансированием МВФ ставит под угрозу макроэкономическую стабильность Украины. С июля курс гривны находится под давлением, побуждая Национальный банк Украины тратить валютные резервы на поддержание валюты. Валютные риски будут расти еще осенью, поскольку стране необходимо будет увеличить импорт энергии и финансировать платежи за внешний долг в этом году.

МВФ должен действовать сейчас, чтобы ослабить давление на валютные резервы Украины. Если транш не придет в начале осени, обзор программы МВФ может оказаться втянутым в процесс утверждения бюджета в 2019 году в Украине, что приведет к выплате очередного транша до конца года. По мере того, как бюджетные дебаты в 2019 году начинаются осенью, МВФ должен будет рассмотреть возможные риски, представленные в новом бюджетном законопроекте, что станет проблемой, учитывая повышенные популистские настроения среди украинских политиков в предвыборный год.

Выдача транша, признавая прогресс Украины в борьбе с антикоррупционным фронтом, также должна включать подтверждение приверженности правительства реформе цен на газ. После тяжелой победы с принятием законодательства о суде по борьбе с коррупцией программа МВФ натолкнулась на то, что многие считали техническим решением окончательно довести цены на жилье до уровня рынка. Это подчеркивает необходимость нового всеобъемлющего подхода к реформе цен на газ, который должен сопровождаться реформой на рынке газа и монетизацией субсидий.

Дмитрий Боярчук, генеральный директор CASE Ukraine: если Украина не получит финансирование МВФ, на валютном рынке будет период нервозности и беспорядков. Однако это не будет катастрофой. Основы остаются сильными. Экспорт в хорошей форме. Денежная политика будет жесткой. До сих пор мы не видим намерения ослабить фискальную политику. Национальная валюта будет неустойчивой, но это не будет ничего экстраординарного. Гривна снизится примерно на 1 USD / 30 UAH, что в любом случае является ожидаемым.

Иными словами, экспортные цены и сильные денежные переводы из-за рубежа гораздо важнее для выживания Украины, чем МВФ. Если у нас будет финансирование МВФ, но цены на мировых рынках упадут, мы упали. Если цены будут высокими, а экспорт будет сильным, мы будем выживать без МВФ до 2020 года, когда новая программа будет неизбежной.

Томас Фиала, генеральный директор Dragon Capital: Это очень чувствительная тема. В то время как наличные валютные резервы Национального банка Украины в размере 17,75 млрд. Долл. США достаточны, в настоящее время у Министерства финансов имеется только около 900 млн. Долл. США в иностранной валюте по сравнению с обязательствами по обслуживанию долга около 1 млрд. Долл. США, которые должны быть получены до конца сентября. Министерство финансов могло бы легко заимствовать 2 млрд. Долл. США на рынке еврооблигаций в первом квартале 2018 года, но из-за предыдущих обязательств, сделанных перед инвесторами, оно хотело использовать рынок только после получения пятого транша в рамках Фонда расширенного фонда МВФ. Такую стратегию ценят те из нас, кто понимает, что необходимо оказать существенное давление, чтобы прорвать через парламент закон о Антикоррупционном суде в форме, которая сделает суд эффективным для преследования высокопоставленных коррумпированных чиновников, большой структурной реформы, которая сделает Украина более привлекательна для инвестиций.

К сожалению, этот процесс занял очень много времени; в то же время ликвидность оставила рынки развивающихся рынков и доступ к рынку Украины закрытыми. Без МВФ он останется закрытым, а также займ в размере 800 млн. Долл. США от Всемирного банка и 1 млрд. Евро кредита от ЕС. Время сейчас имеет принципиальное значение и без скорейшего соглашения о корректировке тарифов на розничный газ, а также с расходами бюджета и миссией МВФ, прибывшими в начале сентября, тяжелой завоеванной макроэкономической стабильностью, ускорением роста ВВП, снижением инфляции и долгами к ВВП (в настоящее время 62% от + 80% два года назад), эти и другие очень позитивные события могут быть подвержены риску.

Валерий Пекар, преподаватель Киевско-Могилянской и Львовской бизнес-школ: Украина столкнется не только с финансовым, но и с политическим кризисом; Украинцы по-прежнему очень чувствительны к плавающей ставке национальной валюты и считают каждое серьезное падение обменного курса политическим провалом, не говоря уже о задержанных пенсиях и зарплатах государственного сектора. Эта неудача может похоронить надежды не только на сохранение политической стабильности (столь необходимой для страны в состоянии войны), но в целом на либеральную экономическую политику и евроатлантический геополитический выбор, отдающий власть прорусским популистам последствия, видимые далеко за пределами Украины.

Хлеб Вышлинский, исполнительный директор Центра экономической стратегии: У украинского правительства растет проблема ликвидности. У него всего 0,8 млрд. Долл. США на валютных счетах, которых достаточно только до ноября. Кроме того, ситуация с внутренней ликвидностью не намного лучше. Впервые за годы выплаты в течение нескольких дней было отложено в июле, а 1 августа баланс государственного казначейства был самым низким за последние четыре года. Правительству следует стремиться к быстрому выполнению своего обязательства повысить цены на природный газ для домашних хозяйств на рыночные цены. Он имеет полную ответственность и ответственность за это. Это позволит разблокировать финансирование МВФ и предотвратить кризис, который может произойти непредсказуемым образом.

Перевод статьи Atlantic Council

Читайте также: