Российский след: как и почему Facebook банит украинцев

31.03.2018 126 0

С января в украинском сегменте Facebook участились баны. В немилость попадают украинские блогеры, журналисты и просто активные граждане. Теперь они с осторожностью пишут, за что их заблокировала соцсеть, приводя запретные слова в виде сокращения — кцп и мскл.

Кто ищет старые посты украинских пользователей, провоцируя блокировку их страниц, и можно ли с этим что-то сделать?

Беспощадный бан

IT-специалист Бовсуновский Владислав: “Забанили за слово “москаль” в нейтральном комментарии”. Разблокировали после следующей жалобы:

 

Медиаэксперт, советник главы Нацсовета по ТВ и радиовещанию Александр Глущенко: “Забанили за пост 2014 года со словом “москаль”.

Общественный деятель Ирина Магрицкая:

Украинцев не первый раз массово банят, в том числе за эти самые слова. В 2015 году Петр Порошенко уже обращался к создателю соцсети Марку Цукербергу с просьбой открыть местный офис. Аргумент — российские боты блокируют профили украинских пользователей. Также звучало предположение, что существует офис Facebook в России, из которого тоже якобы блокировали украинцев. Однако Цукерберг отказал. Все блокировки, по его словам, были правомерными и проводились из офиса в Дублине, а не в России.

Кто и каким образом банит украинцев

Александр Глущенко говорит, что цепочка, ведущая к банам, такова: РФ ищет с помощью глубокого анализа ключевые слова (например, “москаль”, “кацап”, “русня”), боты жалуются на посты и комментарии, содержащие эти слова, а Facebook банит этих пользователей.

 

Как рассказывает Дмитрий Золотухин, для того чтобы найти определенные слова, используются специальные сложные мониторинговые системы, которые ищут их в постах и даже комментариях среди определенного перечня людей за последние 4 года.

“Когда система находит эти ключевые слова и ссылки на комментарии, начинается следующий этап. Сеть ботов, которая может насчитывать от 100 до 2000 профилей, использует эту ссылку и начинает методично отправлять на них жалобы”, — рассказывает Золотухин.

Фиксируя волну жалоб, Facebook блокирует страницу пользователя, считая, что он нарушил ее правила. Для того чтобы заблокировать активного пользователя, нужно более 50 жалоб, рассказывает Золотухин.

По словам замминистра, и мониторинговая система, и ботоферма — дорогое удовольствие. Он подозревает, что эти действия осуществляются со стороны России.

“Мы видим, что блокирование было организовано для некоторых ключевых людей, таких как члены волонтерского сообщества InformNapalm, блогеры. Это те люди, которые распространяют проукраинский контент и делают это очень успешно. Я считаю, что такая система была использована извне. Это была российская сторона”, — отмечает чиновник.

По его словам, Министерство уже не раз обращалось в Facebook с просьбой разобраться в ситуации. Последний раз обращение было направлено в европейский офис соцсети три недели назад. Но там ответили, что все блокирования были осуществлены в рамках нарушений правил Facebook.

Друзі, мене на сторінці Ірина Магрицька забанили на 30 днів (!!!) НІ ЗА ЩО, тобто несправедливо. Я ніколи навіть не…

Posted by Iryna Mahrytska on Thursday, March 22, 2018

“По нашему мнению, баны на Facebook — это инструмент, с помощью которого ограничивается свобода слова в Украине”, — отмечает замминистра.

“Согласно правилам пользования Facebook, при поступлении жалобы на содержание информации, размещенной пользователями социальной сети, администрация Facebook удаляет информацию / блокирует пользователя, если решит, что они имеют враждебный характер и нарушают нормы и правила социальной сети», — рассказывает юрист адвокатского объединения Смарт Солюшнз Сергей Фокин.

По его словам, анализ содержания осуществляется на усмотрение сотрудников Facebook, четких критериев не существует. При блокировке аккаунта можно подать возражение, заполнив форму на Facebook. Но в правилах подчеркивается, что при особо грубых нарушениях заявки на восстановление аккаунта не рассматриваются.

“Также в правилах указано, что количество жалоб не влияет на принятие решения по пользователю. Сотрудники оценивают непосредственно содержание жалобы и информации, распространенной в социальной сети”, — отмечает юрист.

Как бороться с волной банов

У Facebook недостаточно хорошо реализована коммуникация с пользователями, отмечают юристы. Правила сервиса позволяют легко подать жалобу на контент, но не предусматривают детальный механизм, как ее оспорить добросовестному пользователю.

“Единственным не ресурсозатратным и относительно действенным способом будет лишь непосредственное обращение к Facebook Ireland Limited. Именно с этой компанией нерезиденты США заключают договорные отношения касательно пользования сервисами”, — говорит юрист практики ІТ права юрфирмы Jurimex Александр Голод.

 

По его словам, сотрудники Facebook, которые ограничивают доступ пользователей к ресурсу или удаляют контент, чаще всего действуют по единому внутреннему регламенту компании. От того, насколько хорошо он прописан, будет зависеть целесообразное применение цензуры.

Голод считает, что эффективнее юридических методов борьбы может быть создание неудовлетворительного общественного мнения, что в итоге повлечет за собой пересмотр компанией порядка блокировки контента и пользователей.

Другие эксперты более пессимистичны и советуют украинцам быть осторожнее в высказываниях, чтобы не дать повода себя заблокировать.

“Механизма защиты пользователей от блокировки за конкретные высказывания нет. И поменять правила пользования социальной сетью Facebook не представляется возможным”, — считает Сергей Фокин.

“У них строгая политика относительно языка ненависти. И с каждым годом она усиливается и усовершенствуется. Сейчас добавилась возможность делать глубокий поиск по ключевым словам. И вероятно, с помощью ботов действительно участились баны”, — отмечает экс-заместитель Министра информполитики Татьяна Попова.

Она советует пользователям просто не допускать языка ненависти в своих постах, а старые посты либо исключить из открытого доступа, либо отредактировать их.

Читайте также: