- Исследование

В Украину идет Ryanair: Как изменится цена на авиабилеты

Ирландский лоукостер Ryanair и аэропорт «Борисполь» 23 марта подпишут контракт, к которому стороны шли более года, и дорога эта была непростой. Также авиакомпания заключит договор и с львовским аэропортом. 112.ua выяснял, чего ждать украинцам от свалившегося на голову счастья

С чего вдруг «Борисполь» передумал и пустил Ryanair?

23 марта после длившихся около года переговоров в присутствии президента Петра Порошенко будет подписан договор между одним из крупнейших в мире лоукостеров, компанией Ryanair, и аэропортом «Борисполь». Известно, что Ryanair также подпишет договор с аэропортом Львова. Компания начнет полеты осенью этого года.

Переговоры по выходу Ryanair в Украину велись с марта прошлого года и проходили довольно напряженно. 10 июля 2016 года ирландский лоукостер заявил, что отменяет запланированный выход в Украину, так как аэропорт «Борисполь» не выполнил соглашение, достигнутое в Министерстве инфраструктуры с должностными лицами аэропорта и нынешним гендиректором Павлом Рябикиным, сообщили в авиакомпании. Также в Ryanair открыто обвинили «Борисполь» в том, что он встал на сторону авиакомпаний с высокими тарифами, в том числе и «Международных авиалиний Украины», говорилось в распространенном авиакомпанией пресс-релизе со ссылкой на директора Дэвида О’Брайена.

Министр транспорта и инфраструктуры Владимир Омелян тоже обвинил в срыве переговоров с Ryanair аэропорт «Борисполь» – он даже внес в Кабмин представление на увольнение гендиректора предприятия Павла Рябикина. «Как только проблема с менеджментом аэропорта «Борисполь» будет решена, переговоры с Ryanair можно будет возобновить в течение месяца», — сказал Омелян. Срыв переговоров вызвал нешуточный ажиотаж: Гройсман попросил дать оценку переговорному процессу с лоукостером НАБУ и АМКУ. В «Борисполе» заверяли, что их забота – исключительно обеспечение стабильных экономических показателей в работе госпредприятия. В аэропорту отрицали все обвинения в том, что действовали в интересах конкретных авиаперевозчиков. 13 июля переговоры с Ryanair возобновились. Рябикин на посту остался.

К слову, совладелец авиакомпании МАУ Аарон Майберг заявил, что расценивает всех авиаперевозчиков как серьезных конкурентов, но никогда никому не препятствовал. При этом на пресс-конференции, которую МАУ провела после заявлений Ryanair об отмене выхода в Украину, представители украинского перевозчика заявили, что Мининфраструктуры создавало безосновательные преференции для ирландского лоукостера. Кроме того, МАУ подала несколько судебных исков, в которых потребовала отменить контракт Ryanair c аэропортом «Львов», запросив от Мининфраструктуры компенсации 20,5 млн грн в связи с убытками, понесенными из-за начала продажи Ryanair дешевых билетов на октябрь.

Что изменилось и как сейчас удалось добиться выхода Ryanair, ни в «Борисполе», ни в пресс-службе лоукостера сегодня не комментировали, пообещав на все вопросы ответить в ходе пресс-конференции.

«По нашим сведениям, руководство аэропорта «Борисполь» получило прямое указание из офиса главы государства не лоббировать интересы украинского перевозчика, а приложить максимум усилий, чтобы украинский рынок стал привлекателен для лоукостеров. До этого руководство аэропорта «Борисполь» искало не возможности пустить Ryanair, а причины, почему это не сделать. И это все видели прекрасно», — сказал эксперт по транспорту, бывший заместитель министра транспорта и инфраструктуры Александр Кава.

 

Подешевеют ли авиабилеты?

Анонсируя подписание договора с Ryanair, Владимир Гройсман сказал, что аэропорт «Борисполь» вводит совершенно новую систему расценок, благодаря которым все работающие в нем авиакомпании смогут уменьшить цену. «С Ryanair будет подписан стандартный договор, который предусматривает гибкую систему скидок. С ее применением все перевозчики будут иметь возможность снизить цену билетов. Условия предполагают, что чем больше авиакомпания перевозит пассажиров, тем меньше они платят», — сказал источник, близкий к переговорам.

Он не озвучил конкретные цифры, отметив, что решение о том, насколько снижать цены, будет зависеть от самих авиаперевозчиков.

По мнению экспертов, снижения цен на билеты можно ожидать только на направлениях, где у Ryanair будет жесткая конкуренция с другими перевозчиками, на тех направлениях, где ее не будет, значительных изменений в цене билетов не произойдет.

«Авиакомпании как применяли, так и будут применять динамическое ценообразование, и в принципе дешевые билеты будут только в период низкого сезона и, возможно, на промотарифы на новые направления. Ситуация, при которой для того, чтобы один пассажир мог полететь за 50 евро, его сосед платит 500 евро, не изменится», — уверен Александр Кава.

С ним соглашается и Аарон Майберг. «Давно кануло в прошлое, когда стоимость билета определялось стоимостью рейса. Сейчас спрос определяют факторы «спрос-предложение». Те, кто покупают билеты в последний момент до вылета, дотирует тех, кто купил его заблаговременно до вылета», — сказал совладелец МАУ. Он отметил, что у его компании всегда есть желание снизить цену авиабилетов, но есть объективные рыночные факторы, которые влияют на ее формирование: среди основных из них Майберг выделил соотношение спроса и предложения, стоимость кредитных ресурсов, необходимость совершать облет территории России при выполнении рейсов на Восток, а также эксплуатационные затраты – стоимость самолетов и оборудования, топлива, обслуживания в аэропортах, стоимость аэронавигации.

Директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий прогнозирует, что на первом этапе цена на билеты может обвалиться, даже в разы, особенно на тех направлениях, где Ryanair будет конкурировать с Wizz Air: «Мы наблюдали это в Вильнюсе, где цена в направлении Барселоны после выхода Ryanair упала до 30 евро против 200 евро, какой была до этого. Впрочем, сейчас цена установилась на уровне 100 евро, и компании стали летать – один день одна, другой день другая. Я ни в коем случае не хочу сказать, что они договорились. Но скорее всего, они на уровне аналитики нашли оптимальную модель. Когда после этого на рынок попался зайти еще и Vueling, они его попросту выбили. Vueling выполнил всего два рейса и закрыл направление, вернув государству сумму дотаций».

Отметим, что согласно информации о маршрутной сети, которая появилась в официальном мобильном приложении Ryanair для устройств Apple (включает направления и из Киева, и из Львова), стало известно, что сетка ирландского лоукостера почти на 80% дублирует сетку Wizz Air. Из 15 маршрутов Ryanair из Киева и Львова с сетью Wizz Air не пересекаются только четыре – Киев – Барселона, Киев – Стокгольм (Скавста), Львов – Мемминген и Львов – Варшава.

«Отмечу, что на тех направлениях, где ожесточенной конкуренции не будет, цена останется высокой. В убыток авиакомпании летать, безусловно, не будут. Минимальная себестоимость авиабилета сейчас около 50 долл. и меньше она не будет. Это не значит, что не будет билетов по 5-6 долл., такие тоже будут, но 1-2 либо 10 штук на рейс», – сказал Ланецкий. Наиболее ожесточенная борьба, по его мнению, развернется в направлении Польши – главном для украинских заробитчан – и Барселоны.

Директор консалтинговой компании Friendly Avia Support говорит, что Wizz Air и Ryanair жестко конкурируют на рынках всех стран, где они вместе работают. Wizz Air защищает свой сегмент рынка. На каждую акцию Ryanair, предполагающую скидку к цене, Wizz Air проводит ответную акцию. «Однозначно следует ожидать реакции от Wizz Air. Когда впервые Ryanair объявила о выходе в Украину, Wizz Air почти в три раза увеличила число направлений полетов. Вероятно, сейчас компания также произведет определенные корректировки», — сказал Ланецкий.

Он подчеркнул, что у Ryanair в 8 раз больше самолетов, чем у Wizz Air. У Ryanair выручка минимум в 10 раз больше, чем у Wizz Air, а прибыль в 20 раз. Не говоря уже о доступе к кредитным ресурсам, который у Ryanair, безусловно, шире. «По финансовым показателям уступает ирландцам и МАУ, не говоря уже о степени доступа к дешевому кредитованию, где у Ryanair есть явное преимущество», — отметил директор консалтинговой компании Friendly Avia Support.

Получить комментарии в Wizz Air не удалось – в пресс-службе авиакомпании на запрос не ответили.

Что будет с авиарынком после выхода Ryanair?

Александр Ланецкий считает, что после начала работы Ryanair в Украине некоторым авиакомпаниям даже придется уйти с рынка, еще ряд из них, возможно, переориентируется на другие направления: «В первую очередь, присутствие Ryanair на направлениях ощутят авиакомпании, которые специализируются на чартерных перевозках. После того, как Air Arabia и Fly Dubai стали осуществлять регулярные рейсы в ОАЭ, из Украины туда не вышел ни один чартерный рейс. Остро конкуренция будет выражена в направлении Барселоны, где работают «Роза ветров», Azur, МАУ. И если первым двум явно придется нелегко, МАУ будет удерживать позиции за счет регулярных рейсов в этом направлении, которые неплохо загружаются транзитниками. В то же время «Роза ветров» и Azur сохранят свои 70% на курортных направлениях в Турцию и Египет, на которые Ryanair не претендует».

«На европейских направлениях, где будет конкуренция между МАУ и Ryanair, МАУ придется предлагать, конечно же, более выгодные тарифы, из-за чего их прибыль сократится. Но опять же, у МАУ останутся транзитные пассажиры, где Ryanair с ними не конкурирует. МАУ хорошо зарабатывает на транзите из Индии, Китая в направлении Европы и Северной Америки», — сказал Александр Кава.

По собственным данным МАУ, 52% пассажиров авиакомпании – транзитные.

Кава считает, что после прихода Ryanair ухода авиакомпаний, скорее всего, не будет, но перераспределение рынка все же произойдет. «Рынок растет, все больше украинцев едут в Европу на заработки и учиться – а это целевая аудитория лоукост-компаний», — уверен эксперт.

Пока же, по данным авиакомпаний, позволить себе авиаполеты могут только 7% населения Украины.

Елена Голубева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *