Как Россия проиграла в битве за индийский оружейный рынок

06.03.2018 159 0

Для РФ продажа оружия – одна из важнейших доходных частей бюджета, наравне с нефтью и газом. Однако в последние годы Кремль последовательно теряет традиционные оружейные рынки.

Каждый год показатели его оружейного экспорта снижаются. В 2017-м, по словам главы «Ростеха» Сергея Чемезова, Россия экспортировала оружия на 13 миллиардов долларов. А в 2013-м у Кремля этот показатель был 15,7 миллиардов долларов.

В первую очередь, это следствие санкций со стороны Запада, которые заблокировали поставку военной продукции в Россию. Если раньше россияне комплектовали свою устаревшую технику западными инновациями, то теперь они вынуждены использовать исключительно собственные разработки. А их внутреннего потенциала катастрофически не хватает, чтобы дотянуться до мирового уровня.

В этой ситуации Россия может не только лишиться доходов от экспорта оружия, но и получить застопоренный оборонный комплекс, заблокированный без экспорта.

На Западе, в первую очередь в США, заинтересованы вытеснить Кремль с мировых рынков вооружений, ликвидировав таким образом влияние России на политику стран, обороноспособность которых зависит от Москвы.

Бравада Путина о возможностях РФ создавать новые вооружения не соответствует реальному положению дел в ОПК России, который стремительно теряет даже традиционные рынки, например, Индию. Ее потеря грозит России утратой рынка объемом 4-5 миллиардов долларов, что составляет 40-50% объемов ее оружейного экспорта.

Очередным сигналом о критическом положении в деле экспорта российского оружия стали ряд решений в Индии, которая на протяжении многих десятилетий была основным покупателем российского оружия. После миллиардных контрактов на покупку самолетов, танков и даже авианосца, Индия все чаще отказывается от российского оружия.

Основная причина – низкое качество, которое уже не перекрывается низкой ценой и удобными условиями продаж, которые позволили Путину в свое время сделать Индию ключевым покупателем оружия.

Например, российские истребители Су-30МКИ оказались неспособными выполнять поставленные задачи. Согласно официальным отчетам, из 210 самолетов 55% не могут подняться в воздух из-за поломок. При этом Индия закупила право лицензионной сборки этих истребителей, а суммарная цена поставок составила 12 миллиардов долларов.

Кроме того, индийские ВВС потеряли 8 Су-30МКИ, два из которых – в прошлом году, а всего, как заявляют сами индийские военные, было зарегистрировано 69 «инцидентов» с Су-30МКИ.

Аналогичная история происходит с МиГ-29К. Официально Индией заявлено, что из 39 самолетов до 47% неисправны. Они имеют постоянные проблемы с двигателями, системой управления и в целом – качеством конструкции. Один МиГ-29К уже попал в аварию в январе 2018-го на Гоа.

Примечательно, что МиГ-29К покупали как основной самолет корабельного базирования ВМС Индии. И они должны базироваться на авианосце «Викрамадитья», перестроенном россиянами специально для Индии из крейсера «Адмирал Горшков». Однако, во время ходовых испытаний у корабля отказали семь из восьми паровых котлов силовой установки.

В копилку российского хлама, купленного Индией, можно занести танки Т-90, двигатели которых отказываются работать при высоких температурах, а члены экипажи теряют сознание в 70-градусной жаре внутри машины без кондиционера. Примечательно, что во время «танкового биатлона» в России в прошлом году два индийских Т-90, как основной, так и запасной – поломались.

В этой ситуации Индия вполне логично планирует отказаться от российского оружия. Скажем, несмотря на возможность лицензионного серийного производства Т-90, там уже объявили тендер на создание нового танка.

Индия отказывается и от российского истребителя 5-го поколения, заявив о желании приобрести американский F-35 вместо Су-57. Индия предпочла американские AH-64E «Apache» российским «Ночным охотникам» – Ми-28. Такая же ситуация с транспортными вертолетами Ми-26, вместо которых индусы приобрели CH-47F «Chinook» из США. Российский транспортный самолет Ил-476 проиграл американскому C-17 «Globemaster», как и противолодочный Ту-142 – американскому «Boeing P-8 Poseidon».

В этой ситуации Россия хватается за последние возможности зацепиться за рынок Индии, предлагая услуги по ремонту и модернизации своей техники. Правда, в этом ей мешает Украина, традиционно занимающая сильные позиции в этом сегменте. За последние три года экспорт нашей военной продукции в Индию составил около 400 миллионов долларов. Украиной завершен многомилионный контракт на ремонт военно-транспортных самолетов Ан-32. А «Зоря-Машпроект», входящая в состав «Укроборонпрома», экспортировала в эту страну продукции на 200 миллионов долларов. Речь идет о газовых турбинах для боевых кораблей ВМС.

Разумеется, в этой ситуации, Россия традиционно берется за рычаги влияния, включая свойственные ей информационные провокации. Именно Кремль стоит за фейками о якобы неспособности Украины выполнять те или иные контракты с Индией. Угроза потерять до 5 миллиардов доллров в год заставляет РФ забыть о приличиях, избрав путь информационного киллера. Украине же нужно просто некоторое время выстоять, пока раздираемую противоречиями Россию погребет ее же обломками.

Читайте также: