- Исследование, Новости, Топ-новость

Сколько военного имущества продал министр Анатолий Гриценко

 

По данным Генеральной прокуратуры Украины, в период с 2005-го по 2014 год из Украины были проданы 832 танка, 232 вертолета, 202 самолета, 714 БМП и БТР, 4930 автомобилей, 28 555 единиц ракетно-артиллерийского вооружения, 1 млн 824 тыс. единиц стрелкового оружия и боеприпасов на 560 млн грн.

Еще больше военного имущества было продано еще до 2005г., Однако, по данным Генеральной прокуратуры, документы об этом уничтожены или потеряны.

Из-за продажи сотен танков, БМП и БТР, ЗРК, самолетов и т.п., обороноспособности государства был нанесен значительный ущерб, поставлены под вопрос оборонительные возможности страны.

Разбазаривали военное имущество практически все министры обороны. Особенно ставленник Медведчука и экс-депутат от Блока Юлии Тимошенко, российский гражданин Павел Лебедев (министр с 2012 по 2014 год), который планировал подведение Вооруженных Сил Украины к численности в 50 000 личного состава, то есть до такого уровня, когда задачи по защите территории страны было бы просто физически невозможно выполнить.

Но только Анатолию Гриценко, который занимал должность министра обороны Украины с 4 февраля 2005 по 18 декабря 2007, удалось сохраниться в политике.

По данным Генеральной прокуратуры Украины, за все время пребывания в должности министра обороны Анатолия Гриценко, было, в частности, продано 200 танков, 14 вертолетов, 8 самолетов, 145 БТР и БМП, 348 автомобилей, 16 564 единиц ракетно-артиллерийского вооружения (то есть более половины , проданной за 2005-2014 г.), 461 000 единиц стрелкового вооружения и 140000000 единиц различных боеприпасов. За всю эту технику и боеприпасы государство получило лишь 1,3 млрд гривен.

С 22 сентября 2006 по 20 августа 2007 существовал запрет на реализацию «избыточного» военного имущества, отмена которой поддерживал Гриценко.

По данным народного депутата Украины, секретаря Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны Ивана Винника, за время правления Анатолия Гриценко было продано за границу новейшие зенитно-ракетные комплексы С-300 по цене 2,5 миллиона долларов каждый.

По его данным, «в феврале 2007 года Государственное предприятие «Укроборонсервис» и Министерство обороны заключили договор комиссии об отчуждении и реализации военного имущества (ЗРК С-300-ПС) на внутреннем рынке. В дальнейшем, как утверждает секретарь Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны, ГП «Укроборонсервис» по договорам об оказании услуг, которые, вероятно, были фиктивными, передало приобретенные составляющие ЗРК с-300 ПС на ремонтные предприятия для технического обслуживания и профилактики. А уже в марте 2007 года должностные лица ГП «Укроборонсервис» и Министерства обороны Республики Казахстан заключили контракт на поставку ЗРК С-300 ПС на общую сумму 23,6 миллиона долларов, что значительно превышает сумму, которую получило наше Минобороны от первой продажи этого военного имущества на внутреннем рынке».

Система из нескольких ЖРС позволяет создать группировки ПВО, способно обеспечить оборону объектов на территории площадью десятки тысяч квадратных километров. Таким образом, по данным Ивана Винника, Анатолий Гриценко продал эту систему в десятки раз дешевле ее рыночной цены. Кроме того, якобы 2 самолета и 2 вертолета во время пребывания в должности Анатолия Гриценко были переданы на безвозмездной основе.

На момент начала агрессии России в Украине не было достаточно исправного оружия и техники, прежде всего самолетов и вертолетов, а также танков, БТР, БМП, которые являются важной составляющей частью вооружения Сухопутных войск.

Кроме того, большое количество оружия и боеприпасов, в том числе стрелкового оружия и переносных зенитно-ракетных комплексов, были уничтожены во время пребывания в должности министра Гриценко в рамках программ разоружения, финансируемых НАТО, которые он поддерживал.

В ответ на эти обвинения Анатолий Гриценко не отрицает, что санкционировал продажи «избыточного имущества», но утверждает, что «Украине не хватает не количества техники, а качества управления». Хотя вряд ли это может касаться дефицитных для Украины комплексов ПВО, самолетов, вертолетов, танков и ракетных и артилереийских вооружений, на фоне того, что Украине в начале войны пришлось использовать старые, наспех восстановленные образцы вооружений.

В то же время, действительно, длительное время одной из статей наполнения госбюджета Минобороны был так называемый спецфонд. Он наполнялся за счет средств, которые военное ведомство зарабатывало, осуществляя собственную хозяйственную деятельность, в том числе и за счет распродажи «лишнего» военного имущества, например, боевой техники. Такой механизм финансирования поощрял обвальную продажу имущества.

По словам Гриценко, механизм принятия решения о продаже техники во время его пребывания в должности гласил:

«Генеральный штаб — главный орган военного управления — в соответствии с угрозами, которые возникают, определяет, сколько техники ему нужно в боевом составе, сколько в резерве и какая техника избыточна. Этот перечень, который составил Генштаб, вносят на Кабмин, согласовывают с профильными министерствами и утверждают на заседании правительства, а дальше продажа осуществляется через специальные государственные предприятия.

Однако, как видим, указанный Гриценко порядок продажи вооружений предусматривает значительное влияние Министерства обороны на этапе решения Генерального штаба, согласование перечня с самим Министерством обороны, влияние Минобороны на руководство государственных предприятий, которые непосредственно осуществляли продажу вооружений.

Кроме того, по данным волонтера Юрия Бирюкова, за время пребывания Анатолия Гриценко в должности министра были отчуждены от государства на безвозмездной основе 167 военных городков, 4931 здания и сооружения, и 15 000 гектаров земли. По состоянию на данный момент, Генеральная прокуратура вернула в собственность ряд имущественных объектов, отчужденных за время пребывания в должности министра обороны Анатолия Гриценко, в частности комплекс военного госпиталя в Днепре и тысячи гектаров земли.

Если коррупционность действий Анатолия Гриценко при продаже военного имущества до сих пор не доказана судом, то более очевидной является неправильная оценка им в должности министра военных рисков для государства и их игнорирование. Например, в июле 2008 года, за месяц до агрессии России против Грузии, Анатолий Гриценко, который тогда занимал пост председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны, выступил против проведения Военного парада в Киеве, мотивируя это тем, в Украине «нет критической массы новой техники, которую нужно показать, нет внешней военной угрозы, когда нужно продемонстрировать свои военные мускулы».

Что касается других экс-министров обороны, то хотя они, в отличие от Гриценко, и не демонстрируют политических амбиций, но это не должно лишать их ответственности.

Александр Палий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *